От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей
дошкольного возраста несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а
потребность в кислороде велика.
Обучив детей простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете
неоценимый вклад в их здоровье.
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Известно, что дыхательная гимнастика:
· повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к
заболеваниям дыхательной системы;
· предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует
нормализации физиологического дыхания через нос;
· стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и
сердечно - сосудистую системы, кровообращение;
· насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
· способствует уравновешиванию нервных процессов
Одним из необходимых условий правильного развития и хорошего роста является
умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Семь
детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи,
слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить
кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох,
во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох –
грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и
выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не
выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного
воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы
поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку
и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания,
сделать его плоским и впалым.
Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что
разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не
заскучает. Очень увлекательная игра- дуть через трубочку для коктейля в стакан
с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для
укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам
постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные
упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их
выполнять более 5 – 10 минут. Можно продолжить игру: заставить кружиться
бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно
(ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для
развития правильного дыхания.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной
системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде
чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и
окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением
и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто
болеющим простудными заболеваниями, бронхитами или страдающим бронхиальной
астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё
несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Очень важным аспектом является то, что занимаясь дыхательной гимнастикой,
нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких
(учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство
покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова –
складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько
раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно
продолжать.
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно
придерживать руками)
При разработке комплексов надо учитывать:
·
эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;
·
доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
· степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры,
вентиляцию всех отделов легких и т. д.
Универсальность дыхательной гимнастики:
·
не имеет противопоказаний;
·
очень результативна;
·
повышает внимание и улучшает память;
· в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
·
улучшает речевое дыхание и звучность речи;
·
устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
·
лечебная и профилактическая;
·
оздоровительная и развивающая;
·
восстанавливающая силы и улучшающая настроение;
·
выполняется сидя, лежа, стоя;
·
в помещении и на улице;
·
выполняется как по частям, так и комплексно;
·
используется с раннего возраста.
Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить
возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить
психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и
гармоничное развитие дошкольников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий